Интервью генерального директора ООО «ТСК Мосэнерго» Михаила Шубича корпоративному изданию Группы «МОЭК»

23.10.2018, 12:43

О наладке бизнес-процессов и укреплении позиций компании на региональном рынке тепла рассказывает генеральный директор ООО «ТСК Мосэнерго» Михаил Шубич

Михаил Шубич

Михаил Игнатьевич, год назад среди наиболее актуальных задач, стоящих перед «ТСК Мосэнерго», вы назвали создание эффективного механизма взаимодействия между аппаратом управления и филиалами компании, а также выход на безубыточный уровень в максимально короткие сроки. Как далеко удалось продвинуться?

Год для компании прошел достаточно интенсивно. У нас произошли глубокие изменения в аппарате управления, и его структура продолжает меняться – в том числе из-за грядущей передачи в «МОЭК» нашей дочерней компании «ТСК Новая Москва».

За год мы провели большую работу по регламентации и выстраиванию бизнес-процессов в компании в соответствии со стандартами, принятыми в «МОЭК» и во всей Группе «Газпром энергохолдинг». Раньше этого не было, однако этот фактор серьезно влияет на повышение прозрачности, контроля и управляемости компанией.

Не обошлось и без кадровых изменений. За последние несколько месяцев мы значительно усилили технический блок руководителями новой формации. Был назначен новый главный инженер, директора Зеленоградского, Химкинского, Сколковского и Подмосковного филиалов. Ряд руководителей ранее не работали в нашей Группе компаний, но все они пришли из энергетики, обладают большим профессиональным опытом и соответствующими знаниями как в технической, так и в экономической областях.

Это внутренние изменения, но был и ряд чисто внешних, например, смена названий филиалов.

Смена названий – тоже отражение внутренних изменений. Мы это сделали в целях совершенствования организационной структуры: Внуковский филиал стал Сколковским, а предприятие №7 – Подмосковным филиалом. Это не просто формальность. Это связано с необходимостью упорядочить и систематизировать работу подразделений «ТСК Мосэнерго». Названия филиалов должны отражать их территориальную принадлежность и соответствовать зонам обслуживания, над теплоснабжением которых они непосредственно работают. Это понятнее и удобнее нашему потребителю.

На управляемость позитивно повлиял переезд аппарата управления в новый офис. Мы наконец смогли собрать все службы вместе. Теперь максимально убраны барьеры для взаимодействия, рабочие проблемы стало проще обсуждать, решения принимаются быстрее.

В компании начали эффективно работать коллегиальные органы – например, бюджетный комитет, комитет по стратегии и инвестициям, – которые повысили эффективность и прозрачность принятия как стратегических, так и операционных решений. В их работе большую помощь оказывают нам коллеги из «МОЭК». В целом за последний год значительно улучшилось взаимодействие менеджмента нашей компании с «МОЭК» и всей Группой «Газпром энергохолдинг».

Что касается выхода на безубыточный уровень – тут еще много предстоит сделать. На сегодняшний день мы четко структурировали проблемы: понятны текущая структура расходов и доходов, причины неэффективности, зоны роста. Сейчас по поручению управляющего директора «МОЭК» Дениса Башука мы работаем над стратегией развития компании на 3, 5 и 10 лет. Принимая во внимание сроки реализации экономически-эффективных мероприятий, которые были разработаны нами, а также риски более низкого роста тарифов, связанные с планируемым повышением НДС в 2019 году, выход на безубыточный уровень прогнозируется нами на среднесрочной, а по ряду показателей – на долгосрочной перспективе. Данную цель планируется достичь не только повышением внутренней эффективности, но и совместной работой с ООО «Газпром энергохолдинг» по разработке механизмов и внесению законодательных изменений, в том числе обеспечивающих гарантии возвратности инвестиций и повышение платежной дисциплины потребителей. Мы понимаем, что это сложная и амбициозная цель, особенно в условиях влияния внешних факторов, и для того, чтобы ее достичь, необходимо научиться находить нестандартные решения.

Как отразится на работе «ТСК Мосэнерго» передача дочерней компании «ТСК Новая Москва» в ПАО «МОЭК»?

Решение о передаче нашего самого убыточного актива – «ТСК Новая Москва» – было принято совместно с «МОЭК» и «Газпром энергохолдингом». Это непростое решение принималось по итогам серьезного анализа ситуации, когда стало ясно, что объем проблем «ТСК Новая Москва» силами одной нашей компании не решить. Мы уверены, что присоединение этой зоны теплоснабжения к «МОЭК» позволит успешно решить накопившиеся проблемы. В итоге мы получим позитивный эффект как для нашей Группы компаний, так и для Москвы в целом.

Как изменилась компания за прошедший год? Каковы самые главные достижения, проблемы?

Во-первых, в целом успешно был пройден осенне-зимний период 2017–2018 гг. Важным этапом в развитии компании стала регламентация работы и выстраивание бизнес-процессов. Мы в середине этого года запустили «Топ-10 приоритетных проектов по стратегическому развитию компании». Среди них – проекты «Эффективность», «Автоматизация», «Организация эффективной работы с дебиторской задолженностью крупнейших должников», «Оптимизация бизнеспроцессов». За каждым проектом закреплен в качестве куратора один из топ-менеджеров компании, это позволяет оперативно решать возникающие проблемы.

Продолжается работа по повышению платежной дисциплины потребителей. Например, в Электрогорске соответствующий показатель вырос с 73% за 2017 год до 95% за 1 полугодие 2018 г. В целом показатель собираемости денежных средств в 2017 году по сравнению с 2016 увеличился на 13,5%, а в 1 полугодии 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился еще на 5,4%.

В этом году мы запустили пилотный для Группы «МОЭК» проект – переход на прямые договоры с жителями многоквартирных домов в Химках и Электрогорске. По состоянию на 1 октября почти 75% всего жилого фонда в Химках уже перешло на прямые договоры с «ТСК Мосэнерго», организацией расчетов занимается наш агент – ООО «МосОблЕИРЦ». Реализация проекта позволит исключить возможность дальнейшего накопления управляющими компаниями задолженности за поставленные нами ресурсы.

Есть обнадеживающие итоги по снижению просроченной дебиторской задолженности. Хотя именно тут еще предстоит большая работа. Кроме того, нас беспокоит недостаточно высокая производительность труда в «ТСК Мосэнерго». Но, как я говорил выше, мы работаем над решением проблем.

Как складываются отношения с руководством Подмосковья, главами населенных пунктов в сфере ответственности «ТСК Мосэнерго»?

Эти отношения постоянно развиваются, динамика скорее позитивная. Помогает нам и то, что в проходящих регулярно рабочих встречах с правительством Московской области принимают участие представители руководства «МОЭК» и «Газпром энергохолдинга». Выстроены рабочие взаимоотношения с главами регионов. Представитель «ТСК Мосэнерго» вошел в состав Межведомственной комиссии по урегулированию задолженности по неплатежам за топливно-энергетические ресурсы в сфере коммунального комплекса Московской области – это позволяет нам более эффективно отстаивать свои интересы.

Но и проблем, конечно, осталось много. Главные – платежная дисциплина потребителей и просроченная дебиторская задолженность. Показатели платежной дисциплины потребителей по Московской области существенно ниже, чем в Москве. Основные должники – традиционно управляющие компании, в том числе с государственным участием.

Вы уже почти два года возглавляете «ТСК Мосэнерго». Какие проблемы оказались наиболее актуальными, как поменялись приоритеты уже в процессе работы?

В первую очередь изменилось то, что топ-менеджмент компании старается переводить фокус внимания с текущего операционного уровня на стратегический. В операционной деятельности выстраивание основных бизнес-процессов мы практически завершили и сейчас больше концентрируемся на глобальных задачах и стратегии развития компании.

Появилось более глубокое понимание проблем. Причем особенность «ТСК Мосэнерго» как раз в том, что в каждом филиале они отличаются друг от друга. Мы внимательно занимаемся стратегией каждого из филиалов – анализируем, как они могут и должны развиваться с учетом их специфики.

Что считаете наиболее важным для компании в ближайшее время? Что обязательно необходимо реализовать в перспективе?

Наша основная задача – надежное и бесперебойное теплоснабжение потребителей и, соответственно, безаварийное прохождение ОЗП 2018–2019. Весной и летом мы в полном объеме провели подготовку к отопительному сезону, стандарты гидравлических и температурных испытаний, другие параметры подготовки к ОЗП заметно повысились. Еще одна важная и постоянная задача – охрана труда работников, задействованных на производстве, вопросы безопасности в целом.

Особое внимание уделяется проекту «Автоматизация», который позволит в оперативном режиме оценивать работу каждой бизнесединицы компании.

Среди приоритетов остается повышение операционной эффективности, разработка и реализация стратегии на краткосрочный и долгосрочный период. Мы намерены стать универсальной и эффективной компанией, способной решать поставленные задачи любой сложности – расширять присутствие в других регионах и реализовывать проекты по локальному теплоснабжению

Также в приоритете разработка и утверждение бизнес-стратегии на 3, 5 и 10 лет. К 2021 году мы рассчитываем выйти на безубыточный уровень по операционной деятельности за счет реализации проектов из «Топ-10» и первого этапа бизнес-стратегии «3, 5, 10»

И если первая часть задач скорее из области стандартных, апробированных действий, то достижение бизнес-целей ближайших трех лет – задача, которая не имеет готовых и однозначно «правильных» решений. Нам придется отказаться от повторения хорошо знакомых регламентированных действий, потребуется освоение новых навыков и нестандартное мышление, нужно научиться не бояться предлагать и делать что-то новое, научиться не бояться неудач.

Я верю в то, что мы готовы к этим вызовам.

 

PDF-версия газеты

 

ПРЕСС-СЛУЖБА ООО «ТСК Мосэнерго»

Контактный телефон: +7 (495) 587-77-88 (доб.28-10)
Е-mail: pr@tsk-mosenergo.ru